Аналитика и комментарии. Взгляд из США (judeomasson) wrote,
Аналитика и комментарии. Взгляд из США
judeomasson

Category:

Подарок Трампа Путину и Ирану

Недавно я написал статью, в которой я утверждал что после того как американцы уйдут из Сирии, все нефтегазовые месторождения, которые контролировали курды, а фактически американцы, достанутся Асаду, а как следствие Путину и Ирану.

С другой стороны Трамп ввёл против Ирана санкции. Поэтому я не могу понять логику Трампа. С одной стороны он вводит против Ирана санкции, а с другой делает ему подарки в виде сирийских месторождений. Может быть он думает что санкции будут настолько разрушительны что Ирану будет не до Сирии? На самом деле в этом есть большие сомнения.

Дело в том что санкции эффективны тогда, когда их вводят, если не все, то большинство экономически развитых стран. Когда их вводит одна, даже такая могущественная как США, страна, а остальные против, можно найти сотни путей чтобы эти санкции обойти. Даже Саддам Хуссейн умудрялся продавать нефть в обход санкций, наложенных в рамках программы "нефть в обмен на продовольствие", несмотря на то что санкции вводились на основе резолюции СБ ООН, а сейчас это будет намного легче.

На сайте "Атлантического совета" недавно был опубликован доклад с говорящим само за себя названием - "Как Иран справится с санкциями США" (How Iran Will Cope With US Sanctions). Краткое содержание этого доклада опубликовано на этой странице. Цитирую:

Вторая волна санкций администрации Ирана против Ирана вступила в силу в начале этого месяца и была направлена ​​против жизненно важного нефтяного и нефтехимического сектора Ирана, его Центрального банка и других финансовых институтов. Однако дипломатическая изоляция Вашингтона в результате его одностороннего выхода из Совместного комплексного плана действий (JCPOA) и его стремление снизить цены на нефть смягчили некоторые из предполагаемых негативных последствий для Ирана, который уже использует различные механизмы преодоления.

Инициатива Атлантического совета «Будущее Ирана» подробно рассказала об этих механизмах в новом выпуске «Как Иран будет справляться с санкциями США», в соавторстве с Холли Дагрес, нерезидентом Центра Скоукрофта Атлантического совета, и Барбарой Славин, директором «Будущего Иранская инициатива. В докладе освещается ряд способов, которые Иран использовал в прошлом, чтобы обойти предыдущие санкции и использует их снова. Среди них опора на соседние страны, такие как Афганистан, Ирак и Турция, заправка нефти танкерами, которые маскируют их национальную принадлежность, создание подставных компаний и использование бартерной торговли. Иран также с нетерпением ожидает, что Европейский союз (ЕС) создаст "Special Purpose Vehicle (SPV)" для содействия торговле с ЕС и другими странами.

Дагрес и Славин вместе с экспертами Дэвидом Мортлоком, Элизабет Розенберг и Мередит Самптер проанализировали подход Ирана к новым санкциям и международную реакцию в ходе панельной дискуссии 7 ноября в Атлантическом совете в Вашингтоне.

Дагрес начал с того, что отметил, что у Ирана было больше года на подготовку к санкциям, учитывая четко выраженное желание президента Дональда Трампа выйти из JCPOA. Дагрес указал на роль, которую Афганистан сыграл в разрешении Ирану конвертировать свою валюту в доллары США. Славин упомянул, что два миллиона иранцев недавно посетили Ирак в качестве религиозных паломников, а также имели возможность обменять риалы на доллары.

В своем нефтяном секторе Иран стимулирует клиентов, предлагая бесплатную доставку и используя собственные танкеры и страховку.

Мортлок, старший научный сотрудник Глобального энергетического центра Атлантического совета, отметил, что в отличие от ситуации в 2012 году, когда санкции получили широкую международную поддержку, европейские страны, а также Китай и Россия выступают против санкций.

Розенберг, директор Программы по энергетике, экономике и безопасности в Центре новой американской безопасности, сказал, что решение администрации Трампа предоставить восьми странам исключения из санкций на закупки иранской нефти отражает необходимость администрации учитывать влияние роста цен на нефть.

Я последнюю фразу выделил жирным шрифтом, потому что мне эти исключения для восьми стран напоминает так называемый "синдром вахтёра", который был очень здорово описан в романе Ильфа и Петрова "Золотой телёнок". Цитирую:

В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если ему пропуска не давали, то он пускал и так.

Сейчас Трамп, предоставляя исключения из санкций, напоминают этого вахтёра. Теоретически эти исключения временные, но как говорится - "нет ничего более постоянного чем временное". Нет никаких гарантий что исключения не будут продлены. Но это ещё не всё. Ещё одна цитата:

Сэмптер, глава исследовательской стратегии и операций в Eurasia Group, сосредоточился на вероятных ответах Китая и Индии. Самтер сказал, что маловероятно, что Нью-Дели сократит импорт иранской нефти до нуля, поскольку любые скачки цен могут повредить шансы премьер-министра Нарендры Моди на переизбрание в 2019 году. Более того, Индия имеет давние стратегические связи с Ираном и не хочет сближать Иран в Китай. Пекин настаивал на том, что он не примет требований Вашингтона, но на данный момент прекратил торговлю с Ираном через банк Куньлунь, возможно, в ожидании создания европейского SPV или в поисках уступок по другим торговым спорам с Вашингтоном.

Доклад был опубликован 15 ноября, а в конце месяца иранское новостное агентство "Фарс" сообщило что был найден способ оплаты за нефть Индией, Китаем и Южной Кореей в обход санкций. Если это правда, то львиная доля проблемы решена, так как Китай, Индия и Южная Корея это главные покупатели иранской нефти, причём с большим отрывом от остальных, что видно на этом графике:

страны импортёры иранской нефти

В Европе все рассчитывают на пресловутую SPV, о которой говорится в докладе Атлантического совета. Однако возникает вопрос - что это такое, и как это работает? В журнале "Foreign Policy" даётся следующее объяснение. Цитирую:

Прошло почти семь месяцев с тех пор, как США вышли из иранского ядерного соглашения. Поскольку санкции начинают кусаться, иранские компании увольняют работников, и иранские домохозяйства сталкиваются с новыми трудностями. Иран проявил удивительное терпение, ожидая, пока Европа разработает свой SPV, новую организацию, призванную помочь Ирану ослабить воздействие вторичных санкций США, предоставив возможность компаниям торговать с Ираном, несмотря на тот факт, что большинство международных банков отказываются обрабатывать платежи в страну и из страны.

SPV сделает это, предложив услугу «компенсации». Контролируя регистр платежей, связанных с экспортом и импортом между Европой и Ираном, SPV сможет координировать платежи так, чтобы европейский экспортер товаров в Иран мог получать оплату от европейского импортера товаров из Ирана, устраняя необходимость в перекрестных перевозках. Транзакции. SPV просто координирует платежи, так что экспортерам могут выплачиваться средства за пределами Ирана, в то время как импортерам могут выплачиваться средства внутри Ирана.

Приблизительно работать это будет так:

Иностранная компания хочет купить у Ирана нефть, но боится попасть под санкции. С другой стороны Иран хочет купить партию автомобилей у другой компании, но эта компания не хочет продавать Ирану автомобили по той же причине. Решение может быть следующим - компания, которая хочет купить нефть, оплачивает автомобили, но получает нефть, в то время как компания, которая получила деньги за автомобили поставляет свои автомобили не тому кто заплатил, а в Иран. В результате все получают каждый то что хотел, но в банковских транзакциях Иран вообще не упоминается.

Правда там говорится что на экспорт нефти из Ирана это распространяться не будет, но в Тегеране это опровергают. Цитирую:

В недавнем сообщении Reuters цитируются неназванные официальные лица ЕС, которые выражают сомнение в том, что SPV покроет торговлю нефтью с Ираном. Министр иностранных дел [Ирана (прим.моё)] Зариф категорически отрицал эту информацию и настаивал на том, что торговля нефтью была «центром» переговоров Ирана с Европой, которая оставалась конфиденциальной из-за оппозиции США. «Если деньги не будут зачислены на счет для наших продаж нефти, ясно, что деньги не будут доступны для торговли. С другой стороны, нефть составляет основную часть экспорта Ирана, поэтому, похоже, формируется определенная пропаганда и измышления, чтобы разочаровать людей», - заявил Зариф ранее в этом месяце. Это соответствует известию от заместителя министра нефти Ирана Амира Хоссейна Заманиния о том, что «нефтегазовые соглашения между Ираном и Европой имеют хорошую динамику и успешно развиваются».

Эта система ещё не заработала, поэтому насколько это будет эффективно, время покажет. Тем не менее у Ирана есть ещё один вариант - Россия, которая от американских санкций даже получит выгоду. В журнале "The National Interest" была опубликована статья с говорящим само за себя названием - "Нефтяные санкции против Ирана пойдут на пользу России" (Oil Sanctions on Iran Will Benefit Russia). Цитирую:

Главной особенностью новой санкционной политики США в отношении Ирана является ее односторонний характер. На этот раз Вашингтон действует без широкой международной поддержки, которая заставила Исламскую Республику сесть за стол переговоров JCPOA. Хотя эта политика рискованна, она может доказать, что односторонний подход администрации Трампа к внешней политике эффективен. Однако есть много факторов, которые ставят под угрозу успех санкций. Среди них Россия, которая извлекает выгоду из этих санкций и располагает средствами и стимулами, чтобы помочь Ирану в ослаблении американского давления.

Наблюдатели уже правильно заметили, что новые санкции против Ирана выгодны России в двух отношениях. С одной стороны, Россия способна и заинтересована в замене иранской нефти, заблокированной санкциями. Здесь, что удивительно, Москва оказалась в числе бенефициаров внешней политики США не только с экономической точки зрения. Значительные импортеры иранской нефти - Китай, Италия, Франция, Турция и, в меньшей степени, Южная Корея - также важны для российской внешней политики. Если эти страны будут покупать больше нефти у России, а не у Ирана, это, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию их отношений с Москвой по более широкому кругу вопросов.

С другой стороны, торговля с Россией может стать для Ирана одним из наиболее эффективных инструментов ослабления давления санкций. Иран может получить необходимые товары и, возможно, инвестиции из России для своей нефти, которая будет потребляться в России, освобождая дополнительные объемы российской нефти для экспорта. Смысл этого сотрудничества выходит за рамки российско-иранских отношений или даже конфликта между Исламской Республикой и другими международными субъектами. Это партнерство укрепляет идеологическую основу российской политики в рамках геополитического противостояния с США, показывая, что Россия может помочь другим странам, вовлеченным в конфликт с Вашингтоном.

Следует помнить, что официальные лица в Вашингтоне прогнозировали успех санкций, основываясь на том факте, что другие государства должны решить, кто будет их избранным партнером - США или Иран. Теоретически, решение здесь простое: никакими преимущества сотрудничества с Ираном они не могут заменить американские рынки, инвестиции, услуги и партнерские отношения с американскими компаниями. Большинство стран обязательно сделают все, чтобы избежать конфронтации с США. Даже если они не поддерживают решение администрации Трампа выйти из JCPOA и не любят односторонние действия Вашингтона, у них нет достаточных стимулов для эскалации конфликта с США по поводу Ирана. Самым ярким примером этого являются Франция, Германия и другие европейские страны. После более чем шести месяцев разговоров о возможных механизмах продолжения экономического сотрудничества с Ираном ни один из них не был реализован или даже создан.

Россия в совершенно ином положении. Все санкции, которые США могут наложить на Россию, не нанеся существенного ущерба мировой экономике, уже действуют.

Самое главное, что двустороннее экономическое сотрудничество между США и Россией слишком ограничено, чтобы Москва боялась его потерять. Можно утверждать, что США в основном подталкивают Иран к более тесным экономическим связям с Россией. Это происходит на заключительном этапе гражданской войны в Сирии, и дискуссии о будущем страны показали, что политические цели у Москвы и Тегерана не всегда совпадают. С возвращением санкций у Ирана есть значительный стимул для поиска компромиссов с Россией.

Усиленное экономическое партнерство между Тегераном и Москвой становится испытательным полигоном для идей о том, как противостоять экономическому давлению США. Другие страны будут внимательно следить - некоторые из них могут оказаться под угрозой американского давления. Администрация Трампа, вполне рационально, избежала наихудшего сценария конфронтации, утвердив исключения из санкций для крупнейших покупателей иранской нефти, и скоро Вашингтону придется решать, что делать с исключениями. Если они будут продлены, весь смысл в том, чтобы поставить Иран под экономическое давление путем прекращения экспорта нефти, будет утрачен. Кроме этого, учитывая расширение ограничений, Соединенным Штатам придется решать новые стратегические проблемы. Самой большой из них является вопрос о том, стоит ли использовать этот вопрос об исключении в качестве рычага при растущем противостоянии с Китаем. Если в какой-то момент истечет срок исключения для Китая, смогут ли Соединенные Штаты полностью заблокировать иранский экспорт в Китай?

В любом случае, если Китай, не говоря уже о других странах, присоединится к российско-иранскому сотрудничеству, позволяющему Исламской Республике ослабить экономическое давление, мы станем свидетелями серьезной попытки создать международную систему, направленную на коллективную оборону от санкций США. Эта система может потерпеть неудачу, но неизбежно дестабилизирует современные международные отношения.

Тот факт, что Россия обладает уникальной способностью снизить эффективность санкций США против Ирана, показывает, что независимо от того, что в Вашингтоне думают о Москве, очень трудно игнорировать самую большую страну на Земле. Это особенно актуально сейчас, когда Соединенные Штаты испытывают трения со странами, которые обычно считаются союзниками США. Отличные отношения с некоторыми из них (Францией, Турцией и Саудовской Аравией и другими) могут помочь в применении новых санкций против Ирана даже без сотрудничества с Россией. Но нынешнее состояние отношений между Соединенными Штатами и этими союзниками далеко не идеальное. Если Соединенные Штаты действуют вне широких многосторонних усилий, им необходимо сотрудничество по крайней мере с несколькими странами, вовлеченными в конкретную ситуацию. В частности, в отношении Ирана Вашингтон вышел из JCPOA; в настоящее время администрация Трампа, хотя и создала несколько региональных кризисов вокруг Ирана, не имеет понимания с основными действующими лицами, которые достигли JCPOA, что создает возможность для России - значительного геополитического конкурента - противодействовать путем повышения ставок по другим вопросам.

Эта статья была тоже написана до того как Иран объявил о том что нашёл способ расчётов за нефть с Китаем, Индией и Южной Кореей, в обход санкций. Этот способ похож на SPV, но и механизм сотрудничества с Россией имеет похожие черты. Россия по бартеру закупает у Ирана нефть и использует её для внутренних нужд, в то время как освободившуюся собственную нефть продаёт на экспорт.

Кроме этого обратите внимание что я выделил жирным шрифтом три фрагмента. Первый касается того что многие европейские компании отказались от проектов в Иране. Но это может быть и временно, до тех пор, пока SPV, о котором я писал выше, не заработает на полную мощность.

Последний фрагмент касается исключений из санкций, о которых я тоже писал выше. В этой статье тоже говорится что исключения могут быть продлены. В этом случае эффект от санкций окажется незначительным. И наконец между ними небольшой фрагмент, в котором говорится что США подталкивают Иран к сотрудничеству с Россией.

Это самое важное, так как что-бы ни делал Трамп по собственной инициативе, это обязательно выгодно Путину. Я подчёркиваю что "по собственной инициативе", так как санкции, которые он вводит против России, он вводит не по собственной инициативе, а потому что вынужден исполнять закон, который принял Конгресс, о чём я писал здесь.

В данном случае санкции против Ирана дают возможность России, не только заработать дополнительную валюту, но и подвинуть Иран в Сирии, но не очень, так как "пушечное мясо", то есть бойцов, которые воюют в Сирии, поставляет именно Иран. При этом важно понимать что так называемая "сирийская армия" это такой же миф, как и ополченцы Донбасса. На самом деле на стороне Асада воюют в основном шиитские группировки, которые Иран собрал со всего Ближнего Востока, Хезболла, и иранские военные. Поэтому без Ирана Путину и Асаду никак не обойтись.

Короче говоря, даже если санкции США создают для Ирана серьёзные проблемы, Трамп постарался их смягчить, подарив Ирану сирийские нефтегазовые месторождения.

Tags: syria-withdrawal
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments