Аналитика и комментарии. Взгляд из США (judeomasson) wrote,
Аналитика и комментарии. Взгляд из США
judeomasson

Categories:

Обзор военных технологий. Часть 2

Первую часть я закончил цитатой из статьи на сайте Военного обозрения, в которой говорится о том что радар самолёта F-22 и F-35 может уничтожать электронику подлетающих к нему ракет. Здесь я хочу продолжить эту тему.

Справедливости ради надо сказать что системы, способные уничтожать электронику, разрабатывают не только в США. Этим занимаются в Китае, России, других странах.

Хотя в России дальше хвастовства скорее всего дело не идёт. Помните как они сочиняли байки про то как российский самолёт вывел электронику на американском корабле Дональд Кук? Я думал зачем им так тупо врать? А потом пришёл к выводу что скорее всего из зависти, так как в США такие системы уже есть. И не только радары F-22 и F-35, хотя с помощью этих радаров можно уничтожать электронику ракет на расстоянии до 180 километров. Есть и другие технологии. Но сначала немножко теории.

Самый простой способ уничтожить электронику, это взорвать атомную бомбу высоко в небе. В результате электромагнитный импульс уничтожит всю электронику на определённом расстоянии. Можно сделать заряды поменьше, создающие электромагнитный импульс. Например сделать специальный артиллерийский снаряд. Но такие методы распространяют импульс во все стороны, таким образом распыляя энергию. А вот если эту энергию сконцентрировать в одном направлении и точечно направлять на цель, эффект будет намного сильнее. Именно над этим работают в США.

Этот проект называется "Counter-electronics High Power Microwave Advanced Missile Project (CHAMP)". Этот проект заключается в том что на ракету вместо боеголовки устанавливается устройство генерирующее мощные электромагнитные импульсы, которые если направить в нужное место, выводят из строя электронику. В 2012 году Боинг успешно испытал эту систему. Причём за один полёт эта система может произвести до 100 таких электромагнитных "выстрелов".

Испытания проводились в штате Юта. Был даже снят небольшой демонстрационный фильм:

Там в том числе показано как гаснут экраны компьютеров в офисе.

Позже, в мае 2015 года, Локхид Мартин начал устанавливать их на ракеты JASSM-ER.

JASSM-ER это усовершенствованная ракета AGM-158 JASSM, для которой увеличили дальность полёта. В отличие от Томагавков, которые запускаются в основном с кораблей или подводных лодок,  JASSM запускают с самолётов, например B-1 Lancer, который может нести 24 таких ракет. Именно такие ракеты использовали в последней атаке в Сирии. Российская пропаганда даже хвасталась что сумела захватить две ракеты с помощью систем РЭБ. Может быть я что-то пропустил, но по моему их так и не показали. Через полторы недели после ракетного обстрела, МО РФ показали какие-то обломки, которые они скорее всего нашли именно в тех местах, на которые ракеты были нацелены. Таким образом это скорее всего обломки не сбитых, а попавших в цель, ракет. Ведь когда ракета попадает в цель, от неё тоже что-то может остаться. Тем не менее JASSM, которые они якобы захватили целыми, на той презентации не показали. Я тогда высказал предположение что за это время не успели изготовить макет, и что для того чтобы изготовить макет надо больше времени, но по моему до сих пор они даже макета не показали.

На самом деле когда российская пропаганда говорит что сумели с помощью РЭБ перехватить управление американской крылатой ракеты, они врут. Теоретически можно подменить сигнал GPS, но перехватить управление с помощью GPS можно только те устройства, которые полностью управляются от GPS, однако в современных крылатых ракетах применяют инерциальные навигационные системы "Inertial navigation system (INS)". Вот как это сформулировано в википедии. Цитирую:

Инерциальная навигационная система (INS) - это навигационное средство, которое использует компьютер, датчики движения (акселерометры), датчики вращения (гироскопы) и иногда магнитные датчики (магнитометры) для непрерывного вычисления, считая положение, ориентацию и скорость (направление и скорость движения) движущегося объекта без необходимости внешних сигналов. Он используется на транспортных средствах, таких как корабли, самолеты, подводные лодки, управляемые ракеты и космические корабли.

Правда INS может использоваться совместно с GPS, но GPS в этом случае выполняет вспомогательную роль. Она просто корректирует ошибки INS. Называется это GPS/INS. Работает это так.

Летит себе крылатая по внутренней программе, управляемый INS, но иногда, время от времени, запрашивает информацию от GPS. Потом сравнивает эту информацию с показаниями собственных датчиков и в зависимости от показаний этих датчиков корректирует курс, если возникает отклонение. Именно так на этом видео, где-то в конце первой минуты, объясняет работу навигационной системы управляемой бомбы GBU-39 инженер:

Но это не значит что такие системы применяются только в управляемых бомбах. Они используются и в крылатых ракетах и в беспилотниках.

Особенность применения GPS в таких системах состоит в том что роль GPS снижается по мере приближения к цели, так как GPS служит для коррекции ошибок, а чем меньше расстояние до цели, тем ошибка меньше. Поэтому если вдруг обнаружится резкое расхождение между INS и GPS, бортовой компьютер поймет что его пытаются "обдурить", и переключится в аварийный режим. Что будет дальше, зависит от программы в компьютере. Если это близко к цели, то возможно устройство просто будет игнорировать GPS, или если это беспилотник, он может сделать разворот на 180 градусов и, пользуясь INS  полететь на базу, а если это крылатая ракета, она может самоликвидироваться. Вот как описывают то как запускали эти ракеты в Сирии на сайте "The National Interest". Цитирую:

Вероятно, около двухсот миль от их цели, B-1 выпустили девятнадцать AGM-158A Joint Air-to-Surface Standoff Missiles (JASSM) из своих бомбовых отсеков.

Когда ракеты приблизились к земле, их крылья длиной в восемь футов раскрылись, а турбореактивные двигатели включились. Ракеты длиной в четыре метра выровнялись на уровне несколько десятков метров над землей и пробивались к своей цели со скоростью, характерной для обычного лайнера, по траектории полета, запрограммированной для обхода надземных и вражеских радиолокаторов, при использовании защищённых GPS и инерциальной навигационной системой, чтобы избежать отклонения от курса. Когда они подлетели близко к цели, интегрированный инфракрасный искатель сопоставил профиль здания с его встроенной 3D-моделью и скорректировал траекторию ракет, давая им точность посадки в радиусе трех метров.

Я не случайно выделил слова "защищённых GPS". На самом деле перехватить GPS не так то просто.

Дело в том что в GPS есть два кодирования - обычный и защищённый. В защищённом применяется так называемый P-code. Буква р от слова "protected" (защищенный). Этот сигнал шифруется, причем для шифрования используется асимметричный метод.

Как известно в криптографии есть два метода кодирования - симметричный, когда один и тот же ключ используется как для кодирования, так и для декодирования, и асимметричный, когда для кодирования применяется один ключ, а для декодирования другой. Так вот в военном GPS, кодирующий ключ находится на передающих устройствах, в данном случае на спутнике, а декодирующий ключ в приемном устройстве, например крылатой ракете. Поэтому даже если противнику каким-то образом удастся захватить приемное устройство и получит доступ к ключу, максимум что он может сделать, это принимать сигнал, но передать сигнал, чтобы перехватить управление, он не сможет так как ключ не позволяет кодировать сигнал. Более того, ключ в приемном устройстве меняется каждую неделю, но не просто так, а через сложную, очень защищенную процедуру. Для военных устройств существует специальный модуль под названием - "Selective availability anti-spoofing module (SAASM)", который все это делает.

Правда эти ракеты могут перенацеливаться в воздухе, а для этого связываться с самолётом или обмениваться информацией друг с другом, но такой обмен тоже происходит по шифрованным каналам, поэтому в идеальном случае можно поставить помехи. В этом случае ракета может поразить цель например с точностью не 3 метра, а 4, но не более того. Однако о помехах мы поговорим в следующей части, а эту я хочу закончит тем, с чего начал с CHAMP.

Дальше, в 2016 году, Пентагон заключил с фирмой Raytheon контракт, согласно которому они должны оборудовать аппаратурой CHAMP  ракеты AGM-86B, которые производит Боинг. А в 2017 году было решено использовать эти ракеты чтобы вывести из строя электронику пусковых установок Северной Кореи, в случае конфликта.

Tags: weapon
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments