Аналитика и комментарии. Взгляд из США (judeomasson) wrote,
Аналитика и комментарии. Взгляд из США
judeomasson

Categories:

Соглашение, которое заключили Израиль и ОАЭ, это заслуга Трампа?

Недавно ОАЭ и Израиль подписали соглашение о нормализации отношений. Сторонники Трампа конечно утверждают что это заслуга Трампа. Но так ли это на самом деле?

Если оставить в стороне технические детали переговоров, то заслуга Трампа в этом соглашении такая же как и его заслуга в низкой безработице.

Я уже неоднократно, с помощью анализа экономической статистики, доказывал что никакого положительного влияния Трамп на экономику не оказал, а снижение безработицы, которой Трамп хвастается больше всего, началась в 2010 году, но при Трампе не только не ускорилось, но наоборот немножко замедлилось. Точно такая же история с нормализацией отношений Израиля и арабских стран. Эта тенденция началась давно, задолго до того как Трамп стал президентом. Чтобы в этом убедиться, необходимо сделать небольшой экскурс в историю.

Что касается конкретно ОАЭ, то налаживать с ними отношения Израиль начал ещё до Трампа. Например Министр энергетики и водных ресурсов был на встрече Международного агентства по возобновляемым источникам энергии в ОАЭ в 2014 году. А в ноябре 2015 года Израиль открыл первую дипломатическую миссию в ОАЭ. Таким образом подготовка к установлению полноценных отношений шла уже давно. Правда до этого переговоры ОАЭ и Израиля старались не афишировать. Например стало известно о том что в 2012 году Нетаньяху тайно встречался с Министром иностранных дел ОАЭ в Нью Йорке.

Наверняка были и другие тайные встречи, но я хочу здесь рассмотреть отношения Израиля с арабами вообще, а не только с ОАЭ, так как это позволит понять почему ОАЭ пошли на сближение с Израилем.

Отсчёт начнём с исламской "революции" в Иране. Именно эта революция перевернула весь исламский мир, и многое изменила, так как в результате этой революции шииты впервые стали править государством. Но не просто шииты, а шиитское духовенство.

Во всех странах, которые принято считать исламскими, правят светские правители. Формы правления могут быть разными. Это могут быть монархии, где правят короли, эмиры, султаны, либо республики. И только в Иране правят муллы. Чтобы убедиться в этом посмотрим первые 5 пунктов статьи 2 конституции Ирана, которые гласят:

Исламская республика — это система правления, основанная на вере в:


  1. Единого бога (как сказано в фразе "Нет бога кроме аллаха"), в то что Он имеет эксклюзивное право устанавливать законы шариата и в необходимости подчиняться его воле

  2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов

  3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу

  4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата

  5. Постоянность имамов (имамат) и их вечное правление и фундаментальная роль в обеспечении продолжения исламской революции

Я не случайно выделил пункт 5 жирным шрифтом, так как в этом пункте говорится не только о том что страной правят имамы, но и о том что их цель продолжение исламской революции, но не в самом Иране, а по всему миру.  Об этом прямо говорится в преамбуле конституции, в разделе "Идеология армии". Цитирую:

В формировании и оснащении сил обороны страны, должное внимание должно быть уделено вере и идеологии, как основным критериям. Таким образом, армия Исламской Республики Иран и Корпус стражей исламской революции должны быть организованы в соответствии с этой целью, и они будут нести ответственность не только за охрану и сохранение границ страны, но и для выполнения идеологической миссии джихада во имя аллаха, то есть расширение суверенитета закона Божьего по всему миру.

Часто слово джихад интерпретируют по разному. Типа это усердие на пути Аллаха, борьба за веру борьба со своими духовными или социальными пороками, и так далее.

Для того чтобы было ясно что конкретно имеют в виду муллы, я процитирую так называемую "Маленькую Зеленую Книгу". В этой книге собраны фетвы аятоллы Хомейни, первого лидера исламского Ирана, на основе учения которого сейчас существует государство. На первой странице первой главы с говорящим само за себя названием - "Ислам как революционная религия" - Хомейни даёт следующее определение джихаду. Цитирую:

Джихад означает завоевание всех немусульманских территорий. Такая война вполне может быть объявлена после формирования исламского правительства достойный этого имени, по указанию имама или по его приказу. Тогда обязанностью каждого трудоспособного взрослого мужчины будет стать добровольцем для этой захватнической войны, конечной целью которого является распространить власть Коранического закона от одного конца Земли до другого.

Если быть точным то "немусульманские территории" это "нешиитские". Это естественно совсем не понравилось суннитским арабским странам, особенно Саудовской Аравии, которая претендует на роль лидера в исламе.

Дальше были всем известные события. Это Ирано-иракская война, потом свержение Саддама, а всё это время Иран активно расширял свои сферы влияния, но не с помощью прямой агрессии, а создавая подконтрольные им вооружённые группировки из местных шиитов, самая сильная из которых ливанская Хезболла. Говорят что она в военном отношении сильнее ливанской армии.

В то же самое время арабские страны начали понимать что шиитский Иран для них намного опаснее Израиля. Это отчётливо стало видно во время войны Израиля с Хезболлой в 2006 году, которая получила название "Вторая ливанская война". Тогда большинство арабских стран фактически поддержали Израиль. Вот что об этом тогда писала Нью Йорк Таймс. Цитирую:

В условиях бушующей битвы между Израилем и ливанской милицией «Хезболла» ключевые арабские правительства предприняли редкий шаг, обвиняя «Хезболлу», отчасти подчеркнув свой растущий страх перед влиянием со стороны главного спонсора группировки, Ирана.

Саудовская Аравия вместе с Иорданией, Египтом и несколькими странами Персидского залива раскритиковала «Хезболлу» за «неожиданные, неуместные и безответственные действия» на экстренном саммите Лиги арабских государств в Каире.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал сказал о нападениях «Хезболлы» на Израиль: «Эти действия вернут весь регион назад, в прошлое, и мы не можем просто принять их». Принц Фейсал выступил на закрытом заседании, но его слова были переданы журналистам другими делегатами.

Встреча закончилась тем, что участники заявили, что ближневосточный мирный процесс потерпел неудачу, и попросили помощи у Совета Безопасности ООН.

Практически неслыханно, чтобы арабские официальные лица наказывали арабскую группировку, вовлеченную в конфликт с Израилем, несмотря на то что изображения разрушений, нанесенных израильскими военными самолетами, просвечиваются в арабских гостиных. Обычно при таких обстоятельствах арабов не обвиняют, а осуждение Израиля является обычным делом.

Но готовность этих правительств игнорировать общественное мнение в своих странах подчеркивает сдвиг, вызванный растущим влиянием Ирана и мусульман-шиитов в Ираке и во всем регионе.

По мнению некоторых официальных лиц и арабских аналитиков, они знают что Израиль это дьявол, но Иран - растущая угроза.

«Существует школа мысли, возглавляемая Саудовской Аравией, которая считает, что Хезболла является источником проблем, ставленником Ирана, а также и политическим инструментом в руках Ирана», - сказал Аднан Абу Одех, иорданский социолог. «Эта школа говорит, что мы не должны играть на руку Ирану, у которого есть свои собственные планы, сочувствуя или поддерживая Хезболлу, борющуюся против израильтян».

Ханна Сениора, палестинский аналитик из Израильско-палестинского центра исследований и информации, в воскресенье хвалил арабскую оппозицию «Хезболле».

«Впервые открытая критика прозвучала от таких стран, как Саудовская Аравия, Египет и Иордания, в адрес односторонних действий радикальных организаций, особенно ливанской Хезболлы», - написал г-н Сениора, который выступает за сосуществование с Израилем и против радикального ислама. «Стало ясно и вне всякого сомнения, что самые важные арабские страны не позволяли эмоциям влиять на их суждения».

Готовность ведущих правительств открыто бросить вызов арабскому общественному мнению, которое возмущается действиями Израиля в Ливане и секторе Газа, подчеркивает корректировку рисков, с которыми, по словам арабских правительств, они сталкиваются.

И так далее. Но это ещё не всё.

В тоже самое время ведущий саудовский шейх объявил фетву против "Хезболлы". Зовут его Абдулла бен Джибрин. Фетва, которую он издал, запрещает мусульманам оказывать поддержку Хизболле и даже молиться за Хезболлу. Вот что он в частности писал. Цитирую:

Наш совет суннитам является осудить их [Хезболла (прим. моё)] и избегать тех, кто присоединиться к ним , чтобы показать их враждебность исламу и мусульманам.

Другой влиятельный саудовский клерик - Шейх Сафар аль-Хавали - вообще назвал Хезболу "партией дьявола" ( с арабского языка Хизболла переводится "партия Аллаха" ) и тоже призвал мусульман не молиться за них.

Это всё было в 2006 году, а дальше ещё интереснее.  В 2010 году в СМИ появились сообщения типа этого - "Саудовская Аравия провела испытания возможности отключения своего ПВО, чтобы израильские военные самолеты смогли использовать их воздушное пространство в случае бомбардировки ядерных объектов Ирана".

Таких примеров я могу привести ещё много, но ясно одно - тенденция сближения арабских стран с Израилем началась задолго до того как Трамп стал президентом. Поэтому возникает вполне законный вопрос - причём тут Трамп? Что он конкретно сделал для сближения Израиля и арабских стран? Может быть то что он вышел из сделки с Ираном и начал политику максимального давления на Иран?

Я сейчас скажу одну вещь, которая на первый взгляд кажется абсурдной. Арабы сближаются с Израилем именно потому что политика Трампа давления на Иран оказалась не эффективной. Попробую доказать это методом, который математики называют "от противного".

Давайте представим что политика Трампа оказалась успешной, в том смысле что привела к смене режима в Иране. Допустим что в Иране власть взяла светское правительство, которое отказалась от экспансии, в результате чего опасность для арабов миновала, но в этом случае возникает вопрос - а на фига арабам нужен Израиль? Ведь сближались они с Израилем не от любви к евреям и Израилю, а с одной единственной целью - они надеялись что Израиль их защитит от Ирана. Но если никакой угрозы от Ирана больше нет, то зачем им сближение с Израилем?

Можно не сомневаться что если угрозы от Ирана больше не будет, арабы сразу вспомнят про угнетённых палестинцах, оккупированных землях, и т.д., со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments