Аналитика и комментарии. Взгляд из США (judeomasson) wrote,
Аналитика и комментарии. Взгляд из США
judeomasson

Легко ли победить в торговой войне с Китаем?

Ещё в начале прошлого года Трамп написал в твиттере что торговые войны очень просто выигрывать, однако события, которые произошли после этого, доказывают что торговую войну, особенно с такими странами как Китай, выиграть не просто трудно, а очень трудно.

В молодости я занимался боксом и, честно говоря, часто участвовал в уличных драках. Поэтому я решил посмотреть на торговую войну с Китаем с точки зрения боксёра и уличного бойца.

Согласно моему опыту, даже если человек большого роста, веса, обладает большой физической силой, это ещё не гарантия того что он победит в драке. Если он специально не тренировался, то его вполне может победить хорошо тренированный боксёр, даже несмотря на то что он может быть меньше ростом, весом, и физически слабее.

У тренированного боксёра, во первых хорошо поставленный удар, а бьёт он ни куда попало, а точно в болевые точки. Во вторых боксёр владеет техникой, с помощью которой он может уклоняться и уходить от ударов. Здоровенный амбал может сколько угодно махать своими огромными кулаками, но в боксёра он не попадёт. А если попадёт, то, в третьих, боксёр умеет держать удар. Это значит что боксёр, пропустив удар, может остаться на ногах и продолжать бой, в то время как здоровенный амбал от удара такой же силы может слететь с катушек.

В данном случае Китай это хорошо тренированный боксёр, в то время как США это намного более сильный амбал. Поэтому аргументы типа того что ВВП США больше, китайская экономика зависит от экспорта, в том числе и в США, что они теряют рабочие места, и так далее, не работают.

Во первых Китай лучше держит удар, так как там нет выборов. В Китае, с одной стороны, жёсткая, репрессивная, диктатура, которая с помощью силовых методов может подавлять любые протесты, если народ начнёт протестовать. С другой стороны там нет свободы слова, СМИ монополизированы, существует жёсткая цензура. Поэтому у правительства Китая есть мощные инструменты для промывания мозгов.

В США, как известно, периодически проходят выборы, поэтому то как будет реагировать избиратель на повышение цен в следствие тарифов, большой вопрос. Кроме этого здесь свобода слова, поэтому президента и правительство можно открыто критиковать. Это является болевой точкой в торговой войне, по которой Китай наносит удары, в том смысле что он вводит ответные тарифы на те группы товаров, которые производятся в регионах, голосовавших за Трампа. Они ведь не просто так обложили тарифом сельскохозяйственную продукцию. Они знают что фермеры голосовали за Трампа.

Во вторых Китай умеет уклоняться от ударов с помощью манипулирования своей валютой. Допустим США вводит тарифы 10% на китайские товары. Так как в Китае курс валюты устанавливается росчерком пера, а не определяется в результате торгов на валютной бирже, они запросто могут понизить курс юаня по отношению к доллару тоже на 10%. В результате китайские товары становятся дешевле, а эффект тарифов США сводится к нулю. Зато импорт из США становится дороже на 10% без всяких дополнительных тарифов. Это такой боксёрский приём, когда одновременно с уходом от удара противника, наносится встречный удар.

Кроме этого, китайцы применяют ещё один приём. Они снижают пошлины на импортные товары их всех стран, кроме США. На американские товары они наоборот повышают. В результате американские производители теряют свои доли на китайском рынке, а компании из других стран их захватывают. Что остаётся делать американским компаниям в этой ситуации? Правильный ответ - открывать производства в Китае, что многие компании и делают, а это противоречит тому что обещал Трамп во время предвыборной компании. Напомню что он обещал вернуть производства из Китая. И это тоже болевая точка, в которую бьют китайцы.

Дело в том что многие товары уже выгоднее продавать в Китае чем в США. Например Китай обогнал США по продажам легковых автомобилей. Причём не просто обогнал, а обогнал в разы. В 2018 году в Китае было продано почти 24 миллионов автомобилей, в то время как в США чуть больше 5 миллионов. Одно только это опровергает миф о слабеющей китайской экономике. И вот Китай наносит удар в ещё одну болевую точку - объявил что введёт 25% тариф на автомобили, которые производятся в США.

Я не случайно написал "автомобили, которые производятся в США", а не "американские автомобили", так как на территории США находятся не только заводы американских компаний, но например немецких, таких как BMW и Daimler, который владеет маркой "Mercedes-Benz".

Так как у них здесь есть заводы, они создают рабочие места, платят налоги в США. Но до сих пор эти автомобили они продавали не только в США, но и экспортировали, в том числе и в Китай. Теперь им нет смысла производить для китайского рынка автомобили в США. Например Дженерал Моторс продаёт своих автомобилей в Китае больше чем в США. Причём они продают, в том числе, дорогие, престижные модели, такие как "Кадиллак". Не удивительно что они в США закрывают заводы, а в Китае нет, так как китайский рынок для производителей автомобилей уже стал более привлекательным чем американский. На эту тему ещё в конце прошлого года Блумберг опубликовал статью с говорящем само за себя названием - "Дженерал Моторс нуждается в Китае больше чем боится Трампа". А ведь это было ещё до того как Китай объявил о двадцатипятипроцентных тарифах.

Но не только у производителей автомобилей возникли проблемы. Недавно корпорация "Apple" объявил а что снова переносит производство своего "Mac Pro" в Китай. Я написал "снова", так как когда-то эти компьютеры уже собирались в Китае, но в 2013 году, при Обаме, Apple перенёс их производство из Китая в США, но несмотря на тарифы, слухи о том что Apple собирается уходить из Китая, которые циркулировали последнее время, оказались сильно преувеличенными. Почему? Да потому что китайская экономика стремительно превращается из экспортно-ориентированной экономики в потребительскую. Причём эти сдвиги начали происходить давно, задолго до того как Трамп стал президентом. Об этом например писала Нью Йорк Таймс ещё в 2014 году.  Поэтому для Китая тарифы США конечно проблема, но далеко не катастрофа, как многие думают. Китайская экономика сегодня движется за счет внутреннего потребления. В 11 из 16 кварталов с 2015 года потребление обеспечило более 60% роста ВВП. Помимо того, что она стала крупнейшим в мире рынком для онлайн-розничной торговли, страна в настоящее время представляет более 30% мирового рынка предметов роскоши, автомобилей, бытовой техники, мобильных телефонов и спиртных напитков. Вот как выглядит графически рост внутреннего потребления с 2000 по 2008 годы:

Рост потребления в разных странах

В США потребление выросло на 2,2%, а в Китае на 8,3.

Теперь компании размещают там свои производства не только для того чтобы производить товары на экспорт, в том числе и для продаж в США, но и для того чтобы продавать на внутреннем рынке Китая, а на эти товары тарифы не распространяются. Например Apple имеет в Китае не только производства, но и более 40 магазинов для розничной продажи. В этом ничего удивительного нет, так как владельцев смартфонов в Китае сейчас более чем в 3 раза больше чем в США, и рынок ещё далеко не насыщен.  И не только Apple, но и другие компании.

Кроме этого не облагаются тарифами товары, которые производятся для экспорта в другие страны кроме США. США это конечно самый большой рынок, если сравнивать с каждой страной отдельно, но если сравнивать со всеми другими странами суммарно, то его доля не такая большая. Например в мире сейчас около 3 миллиардов смартфонов, в то время как в США их около 250 миллионов, то есть меньше 10%. Из этого следует что компаниям, которые производят смартфоны в Китае, чтобы избежать тарифов, надо меньше 10% своих производств вывести из Китая. Для Китая это конечно неприятность, но не смертельная. Если в Китае количество безработных увеличится на 10%, китайское руководство переживёт, а если в США безработица увеличится на такое же количество, надо учитывать что новые безработные это ещё и избиратели. Но самое главное это то что Китаю не привыкать, так как производства из Китая компании начали выводить давно, ещё задолго до того как Трамп стал президентом, а причина этого рост заплат в Китае.

В американских СМИ в последнее время часто говорят о том что из-за тарифов компании вынуждены переводить производства из Китая в другие страны. И это действительно так, но во первых многие из этих переводов фиктивные. Например "Business Insider" описал схемы с помощью которых товар, произведённый в Китае, переправляют в Мексику, и продают как импорт из Мексики.

Во вторых многие компании переносят свои производства не из-за тарифов, точнее не только из-за тарифов, а из-за того что рабочая сила в Китае подорожала, а в мире есть места где рабочая сила подешевле. Например Рейтер ещё в 2011 году сообщал что Apple открывает производство в Бразилии, а в 2015 году Apple открывал производства в Индии. Но не только Apple уже давно начали искать альтернативу Китаю. Другие компании тоже.

Ещё в 2013 году на сайте финансовой консалтинговой компании "The Motley Fool" была опубликована статья, в которой названы 3 страны, которые, как выразились в статье, "воруют у Китая бизнес", в том смысле что в эти страны компании предпочитают переносить производства. Первая это Вьетнам, вторая Мексика, а третья..... Попробуйте угадать сами. Я уверен что ни за что не угадаете, так как третья страна это США. Да-да. Начиная с 2013 года компании открывали свои производства в США, а не в Китае, но не потому что там дешёвая рабочая сила, а по другим причинам, которые описываются в статье так. Цитирую:

Что может быть лучше страны, чтобы получить работу из Китая, чем та страна, из которой компании первоначально бежали в Китай - Соединенные Штаты?

Справедливости ради следует отметить, что заработная плата в США все еще намного выше, чем среднестатистические китайские рабочие могут даже мечтать в этот момент. Однако, как и в Мексике, производительность труда сокращает разрыв между этими двумя странами. В 2011 году, в Boston Consulting Group, подсчитали что если учесть производительность труда, заработная плата в Китае может вырасти до 69% от средней заработной платы в США к 2015 году. В 2001 году средняя заработная плата в Китае составляла всего 36% от американской. Работники в США часто проходят более качественную подготовку и используют более сложные и эффективные инструменты на работе, что делает это преимущество в производительности труда еще более важным для производственных позиций - особенно в производстве, где требуются квалифицированные рабочие.

Стоимость аутсорсинга продукции через крупнейший в мире океан снова поднимается здесь в ущерб Китаю. Консалтинговая компания AlixPartners прогнозирует, что к 2015 году затраты на аутсорсинг в Китае для предприятий США могут сравниться с затратами на производство в Америке к 2015 году, при сочетании роста заработной платы, транспортных и временных затрат. С ростом среднего класса Китая с каждым днем, ​​скоро наступит время, когда «Сделано в Китае» будет дороже, чем «Сделано в Америке».

Спрос в Китае будет стимулировать местное производство в некоторой степени, но титул страны как короля аутсорсинга, вероятно, закончился. Между тем, восстановление экономики США будет стимулировать растущий потребительский спрос по всей Америке, а рост продаж на внутреннем рынке будет стимулировать рост рабочих мест на местах. Китайское производство играло главную роль, когда китайские товары можно было продавать дешево; отнимите это преимущество, и нет причин не держать рядом рабочие места, где компании могут легче управлять ими в стране с более сильной правовой базой и более сильным акцентом на права интеллектуальной собственности.

Именно тогда Apple перенёс из Китая Мак Про, а Дженерал Электрик перенёс назад производства в знаменитый производственный комплекс "Appliance Park" в в Луисвилле, штат Кентукки. И не только они. Многие другие компании, включая европейские, переносили производства в США. Я об этом писал тоже в 2013 году.

И вот сейчас Apple переносит своё производство обратно в Китай, Дженерал Электрик закрывает завод в Вирджинии. И не только они. О том как Трамп с помощью своей идиотской политики фактически выдавливает производства из США, несмотря на то что обещал их вернуть, я расскажу в отдельной статье, а сейчас подведу промежуточные итоги торговой войны с Китаем, на основе статистики.

Март 2018 (в миллионах долларов):

  • Экспорт в Китай: 12652,1
  • Импорт из Китая: 38327,6
  • Баланс: -25675,5

Июнь 2019 (за июль ещё данные не опубликованы):

  • Экспорт в Китай: 9034,7
  • Импорт из Китая: 39002,3
  • Баланс: -29967,6

Я сравниваю с мартом 2018 года, так как именно в марте 2018 Трамп написал в твиттере что торговую войну легко выиграть. Однако эти цифры красноречиво говорят о том кто побеждает в этой войне. Не удивительно что даже право-консервативные СМИ критикуют Трампа. Например "The Wall Street Journal", которая обычно поддерживает Трампа и республиканцев, недавно опубликовала статью с говорящим само за себя названием - "Трамп проигрывает торговую войну с Китаем". С этим трудно не согласиться, так как Трамп похож на здоровенного амбала в уличной драке, который драться не умеет, а просто без толку размахивает кулаками.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments