Аналитика и комментарии. Взгляд из США (judeomasson) wrote,
Аналитика и комментарии. Взгляд из США
judeomasson

Categories:

О сбитом американском беспилотнике, но не только

Пару дней назад я написал очень короткий пост, в котором я высказал своё мнение почему я считаю что беспилотник, который сбили иранцы, находился в нейтральном воздушном пространстве. Сейчас я хочу продолжить тему сбитого беспилотника, но в данном случае я я попытаюсь ответить на вопрос - почему иранцам вообще удалось сбить этот беспилотник?

Иранцы конечно совершенствуют свою систему ПВО, но дело не только в этом, а в самом беспилотнике. На сайте Центрального командования говорится что это был беспилотник, который называется "Navy Broad Area Maritime Surveillance (or BAMS-D)".  На самом деле этот беспилотник всего лишь прототип более продвинутого беспилотника "MQ-4C Triton" (в дальнейшем я буду называть его просто "Triton"). Создали его как демонстрационную модель Triton. Вот что про этот беспилотник пишет авторитетный специализированный сайт "The Aviationist". Начинается статья так. Цитирую:

19 июня 2019 года, около 23.35 по Гринвичу, демонстратор ВМС США Broad Area Maritime Surveillance (или BAMS-D), RAS-4A UAS (беспилотная воздушная система), использовавшийся для тестирования и разработки самолета MQ-4C Triton BAMS, был сбит иранской зенитной ракетной системой во время работы в международном воздушном пространстве над Ормузским проливом.

Ключевые слова, которые я выделил жирным шрифтом, говорят о том что этот беспилотник был создан для тестирования и демонстрации Triton. Но это не значит что его технические характеристики полностью совпадают с характеристиками Triton. Цитирую дальше:

Несмотря на то что испытательные летательные аппараты называются демонстрационными дронами BAMS, они заметно отличаются от фактического BAMS Triton MQ-4C, который, несмотря на тот же базовый планер, имеет совершенно другое радиолокационное и разведовательное оборудование. Имея дело с MQ-4C Broad Area Maritime Surveillance (BAMS) ВМС США, это платформа ISR (Intelligence Surveillance Reconnaissance), которая будет дополнять P-8A Poseidon в семействе систем Морского патрульного и разведывательного управления: Например, тестирование уже подтвердило способность MQ-4C передавать FMV (Full Motion Video) на Poseidon MPA (Maritime Patrol Aircraft). Усовершенствованная версия первого поколения Global Hawk Block 10, дрон, который, как считается, является своего рода гибридом Block Hawk и Block 30 Global Hawk, несущим полезную нагрузку ВМФ, включая многофункциональный активный датчик AN / ZPY-3 (MFAS) радиолокационная система, которая дает Тритону возможность преодолеть более 2,7 миллиона квадратных миль за одну миссию, которая может длиться до 24 часов на высотах более 10 миль, с дальностью действия 8 200 морских миль.

В википедии приводятся дополнительные сведения. Цитирую:

Triton оснащен модульным пакетом электронных средств поддержки (ESM), аналогичным тому, который используется на Lockheed EP-3, для пассивного обнаружения и классификации слабых радиолокационных сигналов. Он способен триангулировать и определять местоположение этих сигналов, позволяя планировщикам миссий создавать профиль «электронного порядка сражений» противника или удерживать самолет вне зоны действия радаров и средств ПВО противника.

Ничего этого на BAMS-D не было. Тогда возникает другой вопрос - зачем надо было использовать такой беспилотник? Скорее всего это просто пофигизм американских военных. Такое с ними случается. Например именно из-за пофигизма в Сербии был сбит самолёт "невидимка". Так как про это существует много мифов, остановлюсь на этом подробноее.

Итак повторяю что "невидимку" сбили именно благодаря пофигизму американских военных, а не техническим характеристикам сербских ПВО. Чтобы не быть голословным процитирую статью написанную со слов командира батареи сбившего самолет, полковника Дани Золтана. В самом начале статьи говорится следующее. Цитирую:

До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует множество версий случившегося, однако все они касаются технических деталей. Это действительно достаточно интригующая тема - как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами, сбить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, дело не только в технике, но и в подготовке операции.

Я бы сказал что дело вообще не в технике, а, как я уже писал выше, в пофигизме американцев. Начнём с самого главного. Цитата:

На сербов работали шпионы. Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.

Хотя там написано "маршрутЫ", то есть во множественном числе, на самом деле маршрут был один. В этом и заключался главный пофигизм американских военных. Цитирую дальше:

На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к "охоте".

На самом деле это не "ещё один" фактор, а самый главный фактор без которого сбить самолёт было бы не возможно. Это следует из дальнейшего описания операции.

И действительно, если знаешь маршрут самолёта, который не меняется, можно хорошо подготовиться к операции. Надо просто расположить длинноволновые радары в том месте, где будет пролетать самолёт. Как известно длинноволновые радары могут видеть "невидимки". Вот что об этом говорится в статье. Цитирую:

Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить - именно причудливая форма и является основой этой технологии.

Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они "видят" любой крупный объект в воздухе.

Ключевые слова здесь "локаторы не слишком точны", поэтому с помощью такого локатора ракету на цель навести не возможно. Но опять таки, если знаешь маршрут самолёта, это не так важно.

Короче говоря Золтан сделал то что очевидно можно сделать если знаешь маршрут самолёта - поставил радары в нужном месте. Цитирую:

Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал все, что можно было найти - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так расположить радары, чтобы они могли отследить "невидимку". Как именно - полковник не стал рассказывать.

Хотя что тут рассказывать? Если знаешь где будет пролетать самолёт, правильно расположить радары не такая уж и сложная задача.

Правда длинноволновые радары легко обнаруживаются и уничтожаются, но из-за пофигизма американских военных, которые посылали самолёты без прикрытия, риск был не велик.

Но есть для таких радаров ещё одна опасность - системы дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО. Однако в данном случае Золтан нашёл решение. Цитирую:

Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.

И опять таки, с помощью кратковременного включения длинноволнового радара можно обнаружить "невидимку", только если точно знаешь где она пролетит. Таким образом как ни крути, а всё упирается в то что сербы заранее знали маршрут "невидимки". Правда Золтан рассказал что ему удалось доработать каким-то образом ракету. Ещё одна цитата:

Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.

Однако на самом деле это скорее всего блеф, так как стоило американцам, после того как сбили невидимку, начать делать всё по правилам, как в результате больше ни одного самолёта не было сбито. Не помогло ни гениальная расстановка радаров, ни изменения в конструкции ракеты. Об этом тоже говорится в статье. Цитирую:

Золтан больше не смог сбить ни один "стэлс". Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве - их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить "засаду" на них сербы больше не смогли... Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю как человек, который смог сбить самолет-невидимку.

Ситуация со сбитым иранцами беспилотнике несколько отличается от той что была в Сербии.

Если в Сербии американские самолёты специально входили во вражеское воздушное пространство чтобы бомбить объекты на вражеской территории, то сейчас американские военные использовали прототип, а не настоящий беспилотник, скорее всего именно потому что он не собирался заходить в иранское воздушное пространство, поэтому они считали что ему ничего угрожать не может.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments