Аналитика и комментарии. Взгляд из США (judeomasson) wrote,
Аналитика и комментарии. Взгляд из США
judeomasson

Categories:

Чем может закончиться торговая война с Китаем

Я только что написал статью, в которой я писал что Трамп развязал торговые войны почти со всем миром, но самое главная страна это Китай.

Правда есть одна страна, с которой ни смотря ни на что Трамп хочет улучшить отношения. Вы наверное уже догадались что это за страна, но это другая тема. А сейчас я хочу напомнить что из-за того что Трамп воюет со всеми в одиночку, американцам придётся заплатить большую цену за победу в этой торговой войне, если конечно удастся победить.

Естественно что возникает закономерный вопрос - какова будет эта цена? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ответить на другой вопрос - какие ответные меры может предпринять Китай? На этот вопрос попытался ответить телеканал "CBS News". Цитирую:

Президент Трамп усилил свою торговую войну с Китаем в пятницу, повысив тарифы в США до 25 процентов на 200 миллиардов долларов импортируемых китайских товаров. Как и было обещано, Китай в понедельник нанес ответный удар, пообещав поднять свои тарифы на 60 миллиардов долларов США на товары от кофе до батарей для шпината, начиная с 1 июня.

Белый дом также заявил, что начнет работу над предыдущими угрозами г-на Трампа по введению тарифов практически на все оставшиеся импортируемые товары из Китая, который был крупнейшим торговым партнером Америки в прошлом году. Эти сборы будут добавлены к тому, что, по словам г-на Трампа, составляет около 325 миллиардов долларов китайского импорта без учета текущих тарифов США.

Может ли Китай просто ответить снова, если администрация Трампа выполнит свою угрозу? Нет так легко. Это связано с тем, что США импортируют гораздо больше китайских товаров, чем импортирует Китай из США, поэтому Китай не может напрямую навязать ответные тарифы, равные обещанию Трампа поразить оставшийся китайский импорт. США просто не отправляют достаточно товаров в Китай.

Здесь я прервусь чтобы напомнить о том что я писал в предыдущей статье, а именно - импорт из Китая это не значит что этот товар принадлежит китайским компаниям. Это может быть товар, произведённый но американскими компаниями. Согласно правилам таможни, товар маркируется в зависимости от того из какой страны товар пришёл. Если он пришёл из Китая, значит это китайский импорт. Тем не менее, если это американский товар, произведённый в Китае, очень небольшая часть стоимости остаётся в Китае, а большая часть американским компаниям.

Недавно Федеральный Резервный банк Сан Франциско провёл исследование на эту тему. В отчёте приводится пример на основе кроссовок фирмы "Nike". Цитирую:

Когда вы покупаете пару кроссовок Nike, сделанных в Азии, за 100 долларов, только 25 долларов из этой стоимости идет на азиатскую фабрику по сборке обуви. Из оставшихся 75 долл. США 3,50 долл. США расходуются на доставку из Азии в США, а 21,50 долл. США направляются в Nike для покрытия расходов на дизайн, маркетинг, получение прибыли и другие расходы. Оставшиеся 50 долл. США поступают в магазин розничной торговли в США, который оплачивает перевозку кроссовок в Соединенных Штатах, заработную плату рабочих на их складах и в торговых точках США, стоимость аренды торговых площадей, страхование и т. Таким образом, половина стоимости пары кроссовок, изготовленных за границей, покрывает рабочих и капитальные расходы в Соединенных Штатах, даже не считая той части, которая идет в Nike.

Таким образом большую часть тарифов придётся платить американцам, а не китайцам. Продолжаю цитировать "CBS News":

Что же тогда может придумать Пекин, если торговая война усилится?

Одним из часто упоминаемых вариантов будет продажа некоторых из его огромных активов - более 1 триллиона долларов США - казначейских облигаций США. Тем не менее, хотя это вызывает серьезные опасения, эксперты считают такую политику маловероятной. Грег МакБрайд, главный финансовый аналитик Bankrate, сказал, что Китай, выбрасывающий облигации США, «нанесёт себе такой же вред, как и всем остальным». Это связано с тем, что, снижая цену казначейских облигаций, Китай снизит стоимость своих собственных активов.

Вот некоторые другие возможные варианты выхода за пределы тарифов, которые Китай может предпринять в затяжной торговой войне:

Регулирование и препятствия

Китайская экономика, в которой доминирует государство, дает властям арсенал инструментов для срыва деятельности американских компаний. Они могут удерживать лицензии, вводить новые налоги или начинать антимонопольные или другие расследования. Некоторые экономисты считают, что Пекин может также замедлить таможенное оформление, отложить выдачу виз или использовать правила охраны здоровья и безопасности, чтобы задушить операции.

Американские компании долго жаловались на то, что Китай может затруднить им доступ к его огромному рынку и иногда не играет честно в соответствии с правилами глобальной торговли, особенно теми, которые связаны с технологиями и интеллектуальной собственностью. Но большинство из них не поддерживают тарифы как способ улучшить поведения Пекина.

«Несмотря на то, что мы ценим приверженность администрации борьбе с недобросовестной политикой и практикой Китая в области технологий, этот торговый конфликт нанес значительный урон американским предприятиям, работникам и потребителям», - говорится в заявлении Совета по информационным технологиям, группы лоббирования технологий. В качестве одного из непосредственных примеров он указал на более высокую стоимость деталей, используемых для изготовления «модемов и маршрутизаторов».

Компании, производящие продукты со сложной технологией, такие как Boeing, GM и Apple, также хотят продавать свою готовую продукцию на гигантском китайском потребительском рынке. В 2018 году Boeing доставил свой 2000-й самолет китайской авиакомпании и прогнозирует, что спрос страны на них удвоится в ближайшие два десятилетия. GM в апреле назвал замедление продаж в Китае одной из причин квартального падения прибыли. Apple получила около 20 процентов своего общего дохода в 2018 году от продаж в Китае. А Элон Маск из Tesla планирует построить там гигантский завод.

Акции Boeing упали почти на 5 процентов в понедельник в связи с перспективой потери продаж в Китае. Но пока некоторые аналитики не ожидают, что Китай предпримет ответные меры таким образом. Пекин до сих пор освобождает некоторые самолеты Boeing от ответных действий, включая тарифы.

«Мы ожидаем, что то же самое произойдет в этот раз, и не ожидаем значительного влияния на Boeing от этих объявлений», - написал аналитик CFRA Джим Корридор в записке для клиентов в понедельник. Он держал рейтинг «покупки» акций Boeing.

Ослабить свою валюту

«Китай может повысить свои тарифы до единого уровня в 25 процентов и распространить их на всю торговлю в США. Это может привести к сжатию GM China. Или отдать много заказов Airbus-конкуренту, даже если Airbus не найдет линию A330 в Китае, Брэд Сестер, старший научный сотрудник по экономике в Совете по международным отношениям, написал в блоге в пятницу. «Но ослабление юаня всегда было, на мой взгляд, логичным асимметричным ответом Китая на торговую войну». Если бы китайская валюта упала в цене, это сделало бы товары страны менее дорогими на внешних рынках, поддерживая экспортный спрос и объем за рубежом.

Здесь я снова прервусь для того чтобы напомнить что к таким трюкам Китай уже прибегал когда Трамп первый раз вводил тарифы. Об этом например писал журнал "Форбс". Сначала они пишут о том что из себя представляет китайская валюта. Цитирую:

Сначала немного предыстории. Китайская валюта, называемая юань, является так называемой валютой политики. Это означает, что в отличие от доллара США, который растет и падает в стоимости в торговле на свободном рынке, стоимость валюты по отношению к доллару устанавливается Народным банком Китая, подразделением правительства Китая.

Хотя НБК постепенно пытался сделать стоимость юаня более отражающей рыночные силы, устанавливая торговые диапазоны, в которых юаню разрешается колебаться каждый день, в последнем анализе он все еще находится под контролем правительства. Иными словами, стоимость юаня манипулирует правительством и всегда была. Просто когда Пекин манипулировал стоимостью, чтобы юань в последние несколько лет укреплялся по отношению к доллару, никто в Вашингтоне не жаловался.

Дальше в статье говорится о тарифах, которые ввёл Трамп. И в конце самое главное. Цитирую:

Это как игра в покер с высокими ставками. Каждый раз, когда Трамп повышает свою ставку, добавляя новые тарифы, Китай отвечает равным количеством импортных пошлин на американские товары. Обе стороны хотят, чтобы другая моргнула первой. Но вот сложная часть: в то время как США в прошлом году купили у Китая товаров на 505 миллиардов долларов, китайцы купили только американских товаров на 129 миллиардов долларов. Это означает, что у Пекина закончится импорт до налогообложения задолго до того, как это сделает Трамп.

Таким образом, одной стратегией для Китая является нанесение ответного удара другим, нетарифным способом. Например с помощью курса юаня, сделать свои товары дешевле, чтобы тарифы Трампа не имели значения. Китай позволил валюте упасть на 7,6 процента по отношению к доллару всего за последние четыре месяца. Это огромное падение, и оно практически сводит на нет 10-процентные импортные тарифы Трампа на некоторые китайские товары.

Продолжаю цитировать "CBS News":

Замедлить инвестиции в США еще больше

Китайские инвестиции в США уже падают. Они упали более чем на 80 процентов с уровня 2017 года в 2018 году до 5 миллиардов долларов. В 2017 году эти инвестиции сократились до 29 млрд долларов с 46 млрд долларов в 2016 году, говорится в новом отчете Rhodium Group.

Согласно отчету, если учесть продажи американских активов китайскими компаниями, то китайские инвестиции в США составили отрицательные 8 миллиардов долларов. Между тем, по данным Rhodium, инвестиции США в Китай в прошлом году немного снизились до 13 млрд долларов с 14 млрд долларов в 2017 году.

Китайские инвесторы, желающие купить американские активы, также подвергаются более тщательному изучению и проверке со стороны Комитета по иностранным инвестициям в США (CFIUS). По оценкам, в 2018 году из-за неразрешенных проблем CFIUS на родий было отказано от 2,5 млрд долларов. Например, недавно CFIUS приказал китайской компании продать приложение для знакомств для геев Grindr по соображениям конфиденциальности, поскольку регулирующие органы США ужесточают правила.

Поднять экономический железный занавес?

Некоторые эксперты утверждают, что затяжная торговая война, вызванная тарифами во имя угрозы национальной безопасности, отрезает поставщиков, от которых зависят американские технологические компании. Такой сценарий может создать «экономическую железную стену», сказал бывший министр финансов Хэнк Полсон в интервью Маргарет Бреннан из CBS в воскресенье в "Face the Nation" [так называется шоу на CBS (прим.моё)].

«Жизненно важно, чтобы мы защищали нашу национальную безопасность, но в экономическом росте важная часть торговли связана с технологиями», - сказал Полсон. «И поэтому реальный риск состоит в том, что обе страны своими действиями разрушат или создадут экономическую железную стену, а это означает, что мы будем разъединять глобальные цепочки поставок, верно? У нас будут две системы с несовместимыми стандартами в правилах».

Дальнейшее сокращение импорта сельскохозяйственной продукции из США

Как отмечал Reuters в прошлом месяце, несмотря на то, что экспорт сои и других культур в США сократился на фоне торговой войны, Китай по-прежнему является доминирующим рынком экспорта сельскохозяйственной продукции США. Чтобы помочь американским фермерам, пострадавшим от ответных мер из Китая и других стран, администрация Трампа в прошлом году пообещала выделить 12 миллиардов долларов на сельскохозяйственные субсидии. Это включает платежи, чтобы компенсировать потерянные продажи сои и кукурузы, зерновых культур, цены на которые падают. В понедельник г-н Трамп заявил, что выделит еще 15 миллиардов долларов на помощь фермерам по мере обострения торговой войны.

Китай был четвертым по величине экспортным рынком для сельскохозяйственных товаров США в прошлом году, и даже с существующими ответными тарифами в 2018 году он купил 9,3 миллиарда долларов США для сельскохозяйственной продукции США. Но по данным правительства, по сравнению с 14 миллиардами долларов в 2017 году. Прогнозируется, что доходы фермеров в США в 2019 году упадут примерно до 69,4 миллиарда долларов, что примерно на 45 процентов ниже максимума 2013 года.

Таким образом вырисовывается следующая картина.

Трамп снизил налоги, как для физических лиц, так и для корпораций, а сейчас вводит новые налоги в виде тарифов. Причём для физических лиц тоже, так как цены на облагаемые тарифами товары обязательно вырастут. Производства из Китая из-за тарифов тоже вряд ли будут возвращаться, так как компании предпочитают их переносить в другие страны с маленькой зарплатой, такие как Вьетнам, Индия, Индонезия.

Тем не менее я лично готов платить этот дополнительный налог с условием что Трамп заставит Китай играть по правилам, но у меня есть большие сомнения. Я очень боюсь что повторится та же история что с NAFTA. Тогда тоже было много шума, переговоров, разговоров, но в результате кроме названия почти ничего не поменялось.

На сайте Белого дома опубликована информация, согласно которой новый договор под названием "USMCA" добавит к ВВП 68 миллиардов долларов и 176 тысяч рабочих мест. Возникает вопрос - это много или мало?

Судите сами. 68 миллиардов это примерно 0.35% ВВП, а 176 новых рабочих мест, если посмотреть статистику, то это даже в месяц мало. Но это всего лишь прогнозы. Сбудутся они или нет, бабка надвое сказала. В основном дополнительный доход будет получен из двух источников - экспорт молока и автомобилей.

Экспорт молока должен увеличиться на сумму 227 миллионов долларов. Мне даже лень считать какой процент от ВВП это составляет. А вот с автомобилями вопрос более интересный.

Этот экспорт они собираются увеличить если будут выполнены два условия:

  1. От 40 до 45 процентов запчастей должны быть произведены на заводах, где зарплата не меньше 16 долларов в час
  2. 75% запчастей, из которых собираются автомобили, должны быть произведены в США или Мексике

На первый взгляд кажется что это выгодно США и приведёт к росту рабочих мест в США. Но это только на первый взгляд.

Про условие №1 я писал здесь, когда было заключено соглашение с Мексикой. Сейчас к соглашению добавилась Канада, поэтому реально ничего не изменится, так как в Канаде зарплаты высокие, а вот по второму условию Блумберг провёл своё исследование, в результате которого тоже пришёл к выводу что почти ничего не изменится. Дело в том что это условие и раньше почти выполнялось. По новому соглашению под ограничения подпадут только три модели автомобилей:

  1. Versa Sedan от Nissan Motor Co.
  2. Audi AG SQ5
  3. Fiat Chrysler Automobiles NV Fiat 500

Но это далеко не самые продаваемые в США автомобили. Не удивительно что Блумберг назвал это соглашение "lemon", что на жаргоне означает что-то типа "халтура" или некачественная вещь. Будем надеяться что соглашение с Китаем, если оно будет заключено, тоже не окажется "lemon".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments