?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время повилось много публикаций посвященных кризису. Многие авторы пытаются анализировать события и найти причины кризиса, однако в большинстве случаев анализ сводится к поиску виновных, и как правило в качестве виновника указывают на США.

Существуют также различные конспирологические теории, пытающиеся доказать что кризис был создан искусственно. Некоторые доходят до полнейшего абсурда - типа: кризис специально создал американский центральный банк (ФРС).

На самом деле в возникновении кризисов никто не виноват, так как учеными доказано что экономика развивается циклически и поэтому кризисы закономерны и неизбежны, а также что за периодами роста экономики обязательно должны следовать периоды спада, и с этим ничего нельзя сделать. Возможности влиять на эти процессы у государства и центральных банков сильно ограничены.

 В этой статье я коротко расскажу о теории, которая была разработана в начале 20 века русским ученым-экономистом Николаем Дмитриевичем Кондратьевым, которая объясняет появление кризисов. Несмотря на то что Кондратьев это русский ученный, в России об его теории пишут только в специализированных изданиях посвященных экономике. Я решил восполнить этот пробел, и очень просто и коротко объяснить что из себя представляет эта теория.

В США Кондратьев стал известным после того, как он задолго до начала великой депрессии точно предсказал когда она начнется, а Сталин приказал его расстрелять в 1938 за то что он точно предсказал когда она закончится, и что после великой депрессии в США начнется бурный экономический рост.

Теория Кондратьева получила название "Кондратьевские циклы". На западе кроме этого названия (Kondratiev cycles) существуют и другие, это:

  • Kondratiev waves - Кондратьевские волны
  • K-waves - К-волны
  • great surges - большие скачки
  • long waves - длинные волны
  • supercycles - сверхциклы
То что экономика развивается циклически, ученые-экономисты знали давно. Заслуга Кондратьева заключается в том что ему удалось открыть самые продолительные циклы длиной 40-60 лет, именно поэтому они получили название "длинные волны". Позднее жизнь доказала что теория Кондратьева действительно точно описывает появление всех современных кризисов, включая последний. Это отчетливо видно на графике, упрощенно изображающем циклы Кондратьева:

Циклы Конратьева
Как видим, каждый цикл, в свою очередь, состоит из 4 этапов, это:
  1. prosperity - процветание.
  2. recession - спад
  3. depression - депрессия
  4. improvement - подъем
Эти этапы также ассоциируются с временами года: весна, лето, осень, зима. Называются они "Кондратьевские сезоны" и в отличие от природных сезонов, продолжительность кондратьевских составляет 10-15 лет. Графически, для последнего цикла, сезоны выглядят примерно так:

Циклы Кондратьева - времена года

  • Весна (Spring) - в это время начинается инфляция, рост производства и как следствие рост стоимости акций компаний.
  • Лето (Summer) - высокий уровень потребления, низкая безработица и высокая инфляция.
  • Осень (Autumn) - с одной стороны рост стоимости акций, с другой начинает уменьшаться инфляция.
  • Зима (Winter) - это и есть тот самый кризис, падение производства, рост безработицы и т.д.
На самом деле кондратьевские циклы это не только смена периодов роста и спада, а это также смена технологических укладов. До сих пор известны 5 циклов, каждому из которых соответствовало развитие следующих технологий:
  1. Паровые машины, производство хлопка.
  2. Железные дороги, металлургия.
  3. Электротехническая и химическая промышленность.
  4. Автомобильная промышленность.
  5. Информационные технологии.
  6. ???? 
Короче говоря, еще в начале 20 века Кондратьев точно предсказал появление всех кризисов возникших в 20 веке и объяснил почему они возникают, поэтому нет смысла тратить время на поиски черной кошки в темной комнате, то есть искать виновных в кризисах, так как их не существует в природе.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
zet09
Dec. 26th, 2010 09:50 pm (UTC)
6. масштабная роботизация?
(Anonymous)
Dec. 28th, 2010 07:42 am (UTC)
Я бы его тоже расстрелял...
Обалдеть, какое чёткое и логичное опровержение... Оказывается, кризис состоит из четырёх этапов, также как и времена года... Ну, а раз времена года никто не контролирует, значит и кризис - сам по себе! Я бы даже добавил, кризис - явление природное!!!!
Браво!
Ну, а если без иронии - у Старикова в его книге приведено множество ФАКТОВ, которые он пытается соединить в логическую цепочку... Факты критиковать нет смысла, в отличии от операций автора книги над ними. Но что же делаете Вы: приводите лишь ОДИН факт, что жил русский ученый Кондратьев, который предсказал появление всех кризисов в 20 веке (а это уже не факт)... а дальше следует "блестящий" вывод: "...поэтому нет смысла тратить время на поиски черной кошки в темной комнате...", т.е., перефразируя, и не читайте больше ничего, ибо - бред!
Я обязательно почитаю работы Кондратьева, хотя не могу сказать, что Вы пробудили у меня к ним хоть каплю интереса (надеюсь ошибиться).

P.S. Учитывая уровень Ваших аргументов, я не удивлен, что Стариков блокирует Вас (я не уверен в этом) на своём сайте.
judeomasson
Dec. 28th, 2010 05:20 pm (UTC)
Re: Я бы его тоже расстрелял...
Ну, а если без иронии - у Старикова в его книге приведено множество ФАКТОВ, которые он пытается соединить в логическую цепочку..

Нет у Старикова ни фактов,ни логической цепочки - одно вранье. Причем вранье тупое и безграмотное.
Например он пишет что ФРС якобы купило ипотечные агенства Fannie Mae, Freddie Mac и страховую компанию AIG. Ничего подобного просто не было. Также он пишет что сделки поглащения коммерческих банков ФРС затеяло чтобы купить банки не входящие в ФРС. На самом деле все купленные банки такие же члены ФРС, как и те кто их купил. И наконец, он пишет что ФРС затеяло этот кризис чтобы купить инвестиционные банки, но скромно умалчивает о том что Goldman Sachs купил Уорен Бафет, никакого отношения к ФРС не имеющий, а Morgan Stanley купили японская "MITSUBISHI UFJ FINANCIAL GROUP INC" и китайская "CHINA INVESTMENT CORP".
В общем, за что ни возьмись, все его факты и логическая цепочка рассыпаются. Но самое главное что вся книга построена на сказке, которую он придумал про ФРС, и которая никакого отношения к действительности не имеет. Про ФРС советую почитать здесь:
http://judeomasson.livejournal.com/tag/fed
и сравнить с тем что написано в книге.
Re: Я бы его тоже расстрелял... - (Anonymous) - Jan. 29th, 2011 12:58 am (UTC) - Expand
Re: Я бы его тоже расстрелял... - (Anonymous) - May. 8th, 2011 09:02 pm (UTC) - Expand
Re: Я бы его тоже расстрелял... - (Anonymous) - May. 10th, 2011 03:47 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jan. 31st, 2011 11:24 pm (UTC)
Я так пониммаю автор блога просто троллится в противовес всем этим конспиролошическим бредням. У любого действия есть противодействие. Понять автора можно. Кругом один пиздец, выхода из него не видно, а если и видно, то очень не скоро. Почему хотя бы не повеселится. ))
Согласен, всю современную систему кредитно-финансовую основывали из благих побуждений, благие люди. В Торе 100% истина. Душа есть только у евреев. Люцифер на самом деле наш спаситель, в конце концов он одолеет злого демиурга и мы будем свободны. Вся планета должна мыслить вселенскими масштабами, нам просто нужно единое правительство. Все люди уникальны, и должны нести ответственность за свои поступки. Мы просто обязаны иметь идентифицирующие нашивки. Так же на планете должна остаться одна религия. Конечно придеться побороться, но мир не усыпан розами, 3-4 миллиарда человек, эта та жертва которую человечество должно принести ради своей свободы от мракобесия. Различные виды искусств человеку будущего абсолютно не нужны. Он свободен и самостоятелен без них. Человек это здравое и адекватное создание. Гораздо полезнее для здоровья и приятнее заниматься тяжелым физическим трудом.
Даешь свободу от паранойи, фобии и прочих психических ловушек века отжитого. Человечесвто давно заслужило себе свободу! Освободим себя от оков бессмысленных заблуждений и искаженных предствлениях о вселенной. Свобода это рабство.

Нельзя нам больше терпеть. Гои должны умереть.
(Anonymous)
Feb. 9th, 2011 10:00 pm (UTC)
Кризис: Как это делается
Буду ну О-ОЧЕНЬ краток: товарищ/господин "учёННый"!
Слово "учёНый" пишется с ОДНИМ "н"!

P.S. Одна-две «лоховатые» ошибки – и читать дальше не хочется: нет доверия к автору уже просто из-за его невежества.
P.P.S Если позволите, совет: проверяйтесь хотя бы Вордом…

Лисовский И., Харьков
judeomasson
Feb. 10th, 2011 01:27 am (UTC)
Re: Кризис: Как это делается
Я 13 лет живу в США, блог на русском языке веду около года. За предыдущие 12 лет я по русски не написал ни слова, так что многое забыл. У меня нет ни русского windows ни русского Word.
А за то что указали на ошибку, спасибо. Исправлю.
dobriigoga
May. 8th, 2011 05:09 pm (UTC)
Да всё понятно. Дай почитать эту теорию в оригинале. И на русском. Ванга и Ностардамус тоже предсказывали. Толку-то. Давай по тексту работать. А то у тебя вырвано из текста пару фраз и всё. Круто!
Твоему опровержению - грош цена. А ты - вообще фигура виртуальная, в глаза никто не видел, а потому и доверия к тебе нет и быть не может. Видео своё запиши и в инете выложи. Там и расскажешь кто ты и как до такого докатился.
judeomasson
May. 8th, 2011 06:31 pm (UTC)
Эта статья, как и весь ЖЖ, ничего не опровергает. Это просто для информации. Название я выбрал для прикола. В ближайшее время поменяю, так как народ неправильно понял. Если хотите почитать опровержение теории кризиса Старикова, читайте например здесь:
http://nstar-crisis.livejournal.com/7766.html
(Anonymous)
May. 27th, 2011 05:54 am (UTC)
Начинать следует с К. Маркса.
livejournal
Apr. 13th, 2012 08:29 pm (UTC)
Почему происходят кризисы?
User doctormike10 referenced to your post from Почему происходят кризисы? saying: [...] Оригинал взят у в Почему происходят кризисы? [...]
livejournal
Jul. 14th, 2012 08:48 pm (UTC)
Могла ли ФРС создать ипотечный кризис?
User vir77 referenced to your post from Могла ли ФРС создать ипотечный кризис? saying: [...] й кризис был ипотечным, так как на самом деле, в силу циклического характера развития экономики [...]
jasonbourne.oneid.ru
Sep. 30th, 2012 02:26 pm (UTC)
http://www.canadafreepress.com/index.php/article/10954
gorbanoff
Nov. 1st, 2012 11:13 pm (UTC)
Тут люди правильно заметили: Кондратьев описал всего лишь следствия повторяющиеся через какой-то промежуток времени (может быть 7 лет, а может быть и 15-20, да и то, этот прогноз работал в 20 веке, и к 21 веку никакого отношения не имеет, сейчас чисто психологически человек привык, в силу обстоятельств, а их очень много, к периоду подъёма в 5-7 лет при нынешней ростовщической финансово-кредитной и денежной системе)

Я уже почти Вам верю, как человеку живущему в Америке, что ФРС сама не могла организовать кризис. По Старикову, одни, видят лишь демонический какой-то орган под названием ФРС, который ответственен за мировой финансовый кризис, другие же, видят орган который просто используют другие люди как один из набора их инструментов. И совершенно очевидно, что они точно не чужие в Bank of Amerika, Wells Fargo, J.P.Morgan Chase, Citigroup и т.д., нефтяных, медицинских корпорациях, фондах и т.д. (официальные данные гос.органов об акционерах можно даже не приводить, как доказательство чистоплотности). Обладая огромными финансовыми ресурсами, всё-таки можно подтолкнуть рынок к очередному кризису - это факт. Где-то слух пустить, где ставку поднять, где-то долги потребовать вернуть, где-то денег не дать и т.д. Кстати неопровержимый уже факт, что вышеназванные и другие банки с помощью или без помощи минфина США, ФРС хорошо себя чувствовали в кризис и сейчас так безжалостно списывают и списывают "плохие активы", т.е. долги, а другие более мелкие, путающиеся под ногами потеряли свой бизнес, либо их кто-то купил...почему им не помогли? - законы конкуренции в рыночной экономике никто не отменял (на то он и капитализм, что в нём злая конкуренция, а не благородное соперничество, хоть и в конкуренции тоже есть какие-никакие плюсы).
Так вот, причина у кризиса лишь одна: жадность и желание получить всё больше и больше денег либо одними и теми же людьми либо постоянно новыми, что и объясняет наступание на одни и те же грабли кризиса. Вот это и называют кризис капитализма. Люди не должны обладать столь огромными финансовыми ресурсами, что позволяет паразитировать на экономике, которая уже выдахлась, не может производить столько, сколько циферь у них в компьютере. Это механизм взимания процентов за столетие породил это глобальное и невиданное по масшатабам ростовщичество. Природа не выдерживает уже того роста, которого от неё требуют "глобальные ростовщики" (назвал так, потому что показывает при помощи чего они получают огромную власть над всеми остальными), 10% или Х% которые они придумали,а мы должны их произвести рельном материальном чём-то, чтобы реализовать и отдать им этот вымышленный процент. ЗЕМЛЯ - НЕ РЕЗИНОВАЯ!
Впрочем на эту тему уже столько всего написано, что я не буду заниматься критикой денежного механизма капиталистической системы.
judeomasson
Nov. 2nd, 2012 11:09 pm (UTC)
Я уже неоднократно писал что вопреки бредням разных дилетантов, ФРС это открытая и прозрачная система. Дело в том что все заседания "Федерального комитета открытого рынка", на которых принимаются все решения ФРС, протоколируются и публикуются. Например этот документ является отчетом о заседании проходившем 12-13 сентября этого года.
Там все расписано - кто что и почему предлагал. Кто за что голосовал (решения принимаются голосованием), ПОИМЕННО. Там голосование открытое, а не тайное. Например на странице 11 перечислены поименно те кто голосовал за меры, которые обсуждались на этом заседании (Voting for this action), и кто потив (Voting against this action). Причем объясняется почему он голосовал против. Согласитесь что при такой открытости планировать какие-то заговоры, очень непросто.
Дилетанты типа Старикова про это не знают, поэтому сочиняют сказки.
gorbanoff
Nov. 1st, 2012 11:13 pm (UTC)
Уже конец 2013 года, а до сих пор почему-то никто на этих самитах, как стариков сказал, "аналистов", не заикнулся про истинную причину кризиса, боятся и подсовывают всякие рынки ипотеки, нефти, конюнктуры всякие, снижения потребления, рецессии и всякую хрень. А пока система работает, ей и дальше будут пользоваться богатейшие и влиятельнейшие. Чем именно (имею ввиду повод для подливания масла в огонь начинующегося кризиса) они воспользуются при следующей предоставившейся возможности, я не знаю, но чисто психологически это может быть в районе 2015 года - 2020 года. Думаю с таким прогнозом точно не ошибусь))

Вообще уже нужно не искать причину кризиса, а исправлять по-возможности и поддерживать новую денежную систему, не ростовщическую (которую осуждают все религии мира), а основанную на гормонии с человеком и природой. Но градус во всех сферах жизни на столько высок, что кризис из-за экономических причин (хотя они и породили все остальные) - это мелочь по сравнению с тем, что предстоит испытать миру...

По теме: запомните люди, если вам приводят кондратьевские циклы в качестве доказательства причин экономических кризисов - значит они ещё не пришли к истинному пониманию вообще сегодняшней экономики и их нужно натолкнуть к этому пониманию. Я тоже многого не знаю, не осуждайте, но я стремлюсь узнать. В качестве толчка к взгляду на проблему с другой стороны советую поизучать вред от взимания процентов, в интернете куча всего, а если кто не ленится, то может прочитать первоисточник (для меня он стал первоисточником) С. Гезелль Естественный экономический порядок, есть М. Кеннеди (очень короткая книженция, тоже затрагивающя проблему), дальше уже сами.
В России есть успешный опыт испытания денежной системы, основанной на идее о свободных деньгах - это Шеймуратово. Тоже может будет кому интересно. У нас кстати, в Беларуси, тоже запустят скоро такой проект. Вот это я называю первыми шагами. Нужно создавать сообщества и просвещаться, создавать локальные деньги, показывать успешные примеры государству (судя по истории неуспешных пока не было), и сейчас такие движения нарастают по всему миру.

К автору вопрос: я что-то слышал, что регулярно собирается комитет по международным отношениям, бельдербергский клуб. Почему они так себя скрывают? что они там обсуждают? может в Америке про них больше знают?
judeomasson
Nov. 2nd, 2012 11:29 pm (UTC)
"Уже конец 2013 года, а до сих пор почему-то никто на этих самитах, как стариков сказал, "аналистов", не заикнулся про истинную причину кризиса"
Кто вам такое сказал? Указом президента даже государственная комиссия была создана по расследованию причин кризиса. С ее отчетом можно познакомиться здесь.
Там же, в конце, есть 2 особых мнения членов комиссии, которые не согласны с официальной версией и излагают свою собственную версию кризиса. Я вам могу привести еще десятки различных версий кризиса, авторами которых являются различные экономисты и организации.

"К автору вопрос: я что-то слышал, что регулярно собирается комитет по международным отношениям, бельдербергский клуб. Почему они так себя скрывают? что они там обсуждают? может в Америке про них больше знают?"
Это закрытый клуб. Журналистов они на свои заседания не пускают. Пресс конференций не устраивают. Отчеты не публикуют. Поэтому я знаю не больше вас.
livejournal
Apr. 28th, 2013 05:12 am (UTC)
Великий голодомор или великий маразм?
User vir77 referenced to your post from Великий голодомор или великий маразм? saying: [...] хозяйство было очень отсталым с низкой производительностью. Разве это не маразм? Я еще раньше писал [...]
n0way
Oct. 13th, 2013 03:24 pm (UTC)
О том что центробанки, обладающие госмонополией на выпуск денег, создают кризисы, точно так же как любая централизованная государственная бюрократия, писал нобелевский лауреат Фридрих Хайек, а так же Милтон Фридман. Оба они согласны что Великая Депрессия спровоцирована действиями ФРС.

Мне тоже кажется как минимум странным, как максимум бредовым, мнение о том, что госмонополия на деньги будет действовать лучше, чем госмонополия на выпуск брюк или автомобилей. А чем заканчивается любюая госмонополия мы прекрасно видели на примере СССР, и любой другой централизованной экономики.

Идея о том что свободный рынок развивается "циклически" и постоянно сваливается в разрушительные кризисы, и потому нуждается в "регулировании" со стороны государства, принадлежит Марксу, и является ложной уже потому, что рынок, на котором деньги выпускаются госмонополистом - не свободен по определению.

Что касается Старикова и ему подобных - он просто шизофреник, способный рассуждать лишь в категориях "свой чужой". Он будет обвинять американский центробанк во всех грехах не на основе экономических воззрений, а просто потому он американский, при этом ровно с таким же усердием защищать государственный центробанк в России или СССР.

UPD
С удивлением только что узнал: оказывается, с тем что ФРС спровоцировала великую депрессию, согласен даже сам Бен Бернаке:
http://www.wnd.com/2008/03/59405/
BERNANKE: FEDERAL RESERVE CAUSED GREAT DEPRESSION

Так что вы поосторожнее насчёт "некоторых", которые "доходят до полнейшего абсурда".
Но разумеется, это делалось не "специально", а из благих целей, так же, как централизованная экономика в СССР.

Edited at 2013-10-13 05:35 pm (UTC)
judeomasson
Oct. 13th, 2013 07:31 pm (UTC)
Вы знаете сколько существует теорий почему возникла великая депрессия? Вот ссылка на статью в википедиа, в которой приводится далеко не полный перечень этих теорий:
http://en.wikipedia.org/wiki/Causes_of_the_Great_Depression
Причем есть взаимоисключающие теории, в том числе и в отношении ФРС. Упрощенно говоря одни считают что ФРС создала кризис потому что печатала слишком много денег, другие утверждают кризис произошел из-за того что ФРС печатала слишком мало денег.
На самом деле то что великая депрессия это циклический кризис доказывает тот факт что Кондратьеву на основе его теории удалось точно предсказать как начало великой, так и ее конец.
Другое дело что циклический кризис может совпадать по времени со структурным, то есть вызванным действиями властей. Так например было во время последнего ипотечного кризиса.
Циклический кризис начался с падения фондового рынка (крах доткомов) и плавно перерос в ипотечный, о чем я писал здесь:
http://judeomasson.livejournal.com/tag/mortgage
Что касается того что "центробанки, обладающие госмонополией на выпуск денег, создают кризисы", то как вы объясните почему кризисы регулярно возникали до создания ФРС? Подробности здесь:
http://judeomasson.livejournal.com/3007.html
и здесь:
http://judeomasson.livejournal.com/3128.html
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

judeomasson
Аналитика и комментарии. Взгляд из США

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel